0/5

Вторая жизнь вещей: выиграют ли от кризиса секонд-хенды

Вторая жизнь вещей: выиграют ли от кризиса секонд-хенды
время публикации: 09:00  28 апреля 2015 года
Рост цен в fashion-сегменте заставляет покупателей искать способы сэкономить на покупке одежды и обуви. Эксперты предрекают расцвет секонд-хендам, а сами продавцы подержанной одежды пока осторожны в прогнозах.

Экономия в цифрах

По данным опроса фонда «Общественное мнение», на конец 2014 года на покупке одежды и обуви экономили 22% россиян. Похожие данные приведены в исследовании «Ромир». Согласно им, реже покупать одежду стали 23% жителей страны.

Потребительский спрос на одежду и обувь снизился на 45% в январе 2015 по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. В целом, на 2015 год прогноз экспертов не очень оптимистичный. В fashion-сегменте падение спроса ожидается на уровне 35% – такие данные приводит АКОРТ (Ассоциация компаний розничной торговли).

Уже на осенние коллекции 2014 продавцы модной одежды в масс-маркет сегменте подняли цены на 15–25%. Рост цен на коллекции весна-лето 2015 составил от 28% в нижнем ценовом сегменте до 51% в среднем плюс. Цены на женские платья иностранных брендов выросли на 99% по сравнению с прошлым годом, платья российских брендов подорожали на 71%. Минимальная цена на платья Zara увеличилась за год с 599 до 1300 рублей, Incity – c 399 до 999 рублей. Подорожали и женские джинсы: иностранных брендов – на 54%, отечественных – на 51%. Такие данные приводит Fashion Consulting Group.

Depositphotos_10359082_s.jpg

Возвращение в 90-е

Несмотря на то что россияне начали экономить на всем, вплоть до еды, отказаться полностью от покупки одежды и обуви они не смогут. Скорее всего, значительно сократится количество спонтанных покупок, гардероб начнут составлять предметы первой необходимости. Например, обувь по сезону.

Аналитики отмечают несколько тенденций в поведении потребителей в кризис:

  • из соображений экономии люди будут чаще покупать одежду и обувь в интернете. Вслед за молодежью в онлайн-магазины подтянется и более взрослая аудитория;
  • покупатели будут смещаться на один ценовой сегмент вниз: из среднего плюс – в средней, из среднего – в масс-маркет. Тем же, кому смещаться дальше некуда, с большой долей вероятности переключатся на покупку подержанных вещей.

По мнению экспертов, в условиях, когда спрос на дешевую одежду и обувь вырос в разы, стоит ожидать возрождение популярных в 90-е вещевых рынков. Кроме того, подобная ситуация на руку секонд-хендам и комиссионным магазинам.

Секонд-хенды в России

Первые магазины формата second hand появились в середине прошлого века в Европе. В соответствии с модными тенденциями того времени обновлять гардероб следовало как минимум раз в сезон. Для продажи вещей, которые вышли из моды, но при этом мало носились, и были созданы секонд-хенды.

В Советском Союзе существовал их аналог – так называемые «комиссионки». Магазины, где можно было продать или купить бывшую в употреблении одежду, обувь, а также предметы быта, вплоть до шкафов и холодильников, пользовались популярностью у советских граждан.

Секонд-хенды в России начали открываться в начале 90-х. Некоторые из них существуют до сих пор. Например, в Петербурге сейчас работает около 500 подобных точек. Среди них есть как крупные сетевые магазины, например, «ВоВа» или «Мир Секонд Хенд», так и небольшие нишевые магазинчики: «Спасибо», «Бабушкин сундук» и другие.

Читайте также: Юлия Титова о сети благотворительных магазинов «Спасибо».

Оптимисты и пессимисты

В отличие от экспертов, владельцы магазинов секонд-хенд более осторожны в прогнозах и далеко не все смотрят в будущее с оптимизмом. Для этого есть причины. Закупочная стоимость подержанной одежды из Европы и США также выросла в разы из-за роста курса доллара и евро.

Менеджер по закупкам московского магазина Feelosophy Георгий Сарибекян рассказал, что в 2015 году компания отказалась от продажи одежды секонд-хенд: «Мы уже не занимаемся одеждой секонд-хенд. Раньше закупали винтаж в США, но с ростом курса доллара в декабре это стало коммерчески не интересно. Сейчас мы продаем одежду и аксессуары российских и украинских дизайнеров. От продажи одежды, произведенной в других странах, мы тоже отказались, так как закупочные цены выросли в два раза». Также Георгий Сарибекян отметил, что в 1 квартале 2015 года продажи упали на 25% по сравнению с тем же периодом 2014 года.

Не очень оптимистичен и владелец сайта «Все секонд-хенды» (second-handes.ru) Женя Софронов: «Посещаемость сайта зависит от многих факторов, поэтому сложно оценить, как на нее повлиял кризис. Знаю только, что осенью-зимой ушла половина моих постоянных рекламодателей, что, видимо, говорит о том, что дела стали не очень».

Depositphotos_23118760_s.jpg

Тем не менее, некоторые ритейлеры отмечают всплеск посещаемости. Руководитель сети благотворительных магазинов «Спасибо» Юлия Титова сообщила, что с осени посещаемость точек выросла, но связано ли это напрямую с кризисом – она не уверена: «Проблема в том, что очень сложно отследить, по какой причине пришел человек. Связано ли это с тем, что у него стало меньше денег, или сработала какая-либо наша маркетинговая акция».
 
Рост числа посетителей заметила и соучредитель проекта AGIOTAGE market Елена Кабанова: «Количество посетителей стабильно растет. У нас очень много постоянных покупателей, которые заходят практически каждый уик-энд в поисках модных сокровищ. Они активно интересуются новыми поступлениями, которые у нас происходят каждую неделю». AGIOTAGE market представляет собой новый для России, но популярный в США и в Европе формат consignment store. Помимо вещей секонд-хенд, в магазине представлены дисконт-товары и продукция российских дизайнеров. Представители компании уверены, что именно такая антикризисная формула гарантирует стабильность их бизнесу.

Директор филиалов региональной сети «Мир секонд хенд» в Санкт-Петербурге Анита Хорнбаек Хансен рассказала, что посещаемость магазинов в первом квартале выросла на 10-15% по сравнению с прошлым годом. В петербургских точках сети также на 10% вырос средний чек. «Но здесь картина неоднозначная, – уточнила г-жа Хансен. – В некоторых городах мы, наоборот, видим падение среднего чека. Похоже, по одним регионам кризис ударил сильнее, чем по другим».

В целом, ритейлеры сошлись в одном: говорить о тенденциях пока рано, слишком мало времени прошло. Показательным будет второй квартал 2015 года, именно он, по мнению многих, станет наиболее сложным для fashion-сегмента.

Рынок товаров секонд-хенд изучала Алёна Яркова
0
Реклама на New Retail. Медиакит